Фламандская живопись. Большая коллекция
После того как в начале XVII столетия ожесточенная, продолжительная
борьба нидерландцев за свою политическую и религиозную свободу
завершилась распадом их страны на две части, из которых одна, северная,
превратилась в протестантскую республику, а другая, южная, осталась
католической и во власти испанских королей, нидерландская живопись также
разделилась на две ветви, принявшие в своем развитии различное
направление. Под названием "Фламандская" историками искусства принято
понимать вторую из этих ветвей...Перед Вами первая половина моей личной
коллекции полотен фламандских мастеров!
В начале немного истории:
Южные нидерландские провинции не добились полной независимости, но
вздохнули свободнее по возведении их в 1598 г. в самостоятельную область
под управлением дочери Филиппа II, инфанты Изабеллы, и ее мужа,
кардинала-инфанта Альбрехта. Это событие имело последствием значительное
улучшение всех условий жизни многострадального края. Правительница и ее
супруг заботились, насколько было для них возможно, об успокоении
страны, о подъеме ее благосостояния, о процветании в ней торговли,
промышленности и искусства, покровительствуя которому приобрели
неоспоримое право на благодарную память потомства. Они застали в местной
живописи господствующим итальянствующим направление. Ее представители
по-прежнему увлекались Рафаэлем, Микеланджело и др. выдающимися итал.
мастерами, ездили изучать их на их родину, но, подражая им, умели до
некоторой степени усваивать себе только внешние приемы их творчества, не
будучи в состоянии проникаться его духом. Казалось, не было надежды на
поворот ее к лучшему, самобытному и более изящному; мало того, даже те
национальные черты, которые еще были ей присущи, грозили изгладиться
бесследно. Но вдруг явился гений, вдохнувший в прозябавшее искусство
Фландрии новую жизнь и сделавшийся родоначальником блестящей,
оригинальной живописной школы, процветавшей целое столетие. Этот гений
был П. П. Рубенс (1577-1640). И он, подобно большинству своих земляков,
посетил Италию и изучал ее великих художников, но заимствованное от них
соединил с непосредственно воспринятым им самим в природе, в которой
более всего прельщали его формы мощные, пышущие здоровьем, проявления
полноты жизни, богатство красок, веселая игра солнечных лучей, и таким
образом создал для себя оригинальный стиль, отличающийся свободой
композиции, широкой техникой и блестящим колоритом, проникнутый
жизнерадостностью и вместе с тем вполне национальный.
В этом стиле Рубенс, наделенный неистощимой фантазией, одинаково успешно
писал как религиозные, мифологические и аллегорические картины, так и
портреты, жанры и ландшафты. Вскоре обновитель Ф. живописи сделался
знаменитостью в своем отечестве, и его известность распространилась в
других странах; вокруг него в Антверпене собралась толпа учеников, из
которых самым выдающимся был А. Ван Дейк (1599-1631), вначале почти
рабски подражавший ему, но потом выработавший себе особенную, более
сдержанную манеру: вместо излюбленных Рубенсом дюжих форм натуры,
сильного выражения страсти и чрезмерной роскоши красок он стал искать
формы более привлекательные, передавать более спокойные положения,
выражать более глубокие душевные ощущения и держаться в колорите более
нежных, спокойных тонов; талант его выказывался всего ярче в портретах.
Прочие ученики Рубенса, такие как Эразм Квеллин (1607-78), Теодор Ван
Тюльден (1606-1676?) и др., более или менее успешно шли по стопам своего
наставника, подражая его смелости в композиции, его свободному рисунку,
широкому приему сочной кисти, горячему колориту, страсти к пышной
декоративности. Многие из них являлись его сотрудниками, при помощи
которых он мог исполнить огромную массу произведений, рассеянных теперь в
музеях почти всего мира. Влияние Рубенса в сильной степени отразилось в
искусстве не только его учеников, но и большинства современных
художников и притом во всех родах живописи. Между последователями
великого мастера самое видное место занимает Якоб Иорданс (1593-1678),
отличавшийся в особенности верностью рисунка и добросовестностью
исполнения; типы его фигур еще коренастее и мясистее)), чем у Рубенса;
он менее его изобретателен в композиции, более тяжел в колорите, хотя и
замечателен по выдержанности освещения. Картины Иорданса на религиозные и
мифологические темы не столь удачны, как его жанровые картины с
фигурами в натуральную величину, нередко в высшей степени интересные по
реалистическому выражению довольства жизнью и добродушного юмора. Затем
следует упомянуть об исторических живописцах и портретистах Гаспаре Де
Крайере (1582-1669), Абрагаме Янсенсе (1572-1632), Герарде Сегерсе
(1591-1651), животных и неодушевленной природы Франсе Снейдерсе
(1579-1657) и Паувеле Де Восе (около 1590-1678) и жанристах Давидах
Тенирсах, отце (1582-1649) и сыне (1610-90). Вообще Рубенс дал сильный
толчок фламандской живописи, возбудил уважение к ней в местном обществе и
в чужих краях и вызвал соревнование между ее представителями, которые,
перестав подделываться под итальянцев, открыли вокруг себя, в своих
народных типах и в своей родной природе, благодарный материал для
художественного творчества...
Высокому подъему живописи в немалой степени способствовало
благосостояние страны, последствие разумного управления ею и развившихся
в ней промышленности и торговли. Главным художественным центром был
Антверпен, но и в других городах нынешней Бельгии, в Мехельне, Генте,
Брюгге, Люттихе, существовали многолюдные корпорации дружных между собой
живописцев, удовлетворявших обширному запросу на церковные иконы, на
картины для вельможеских дворцов и домов богатых людей, на портреты
общественных деятелей и богатых граждан. Все отрасли живописи
культивировались усердно и разнообразно, но всегда в национальном духе, с
постоянным стремлением к здравому реализму и колоритной эффектности. О
важнейших исторических и портретных живописцах, примыкающих к Рубенсу,
было только что упомянуто; их перечень надо дополнить именами наиболее
даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, каковы Ян Коссер
(1600-71), Симон Де Вос (1603-76), Якоб Ван Оост (1600-71) и др.
Жанристов можно разделить на две категории: одни посвящали свою кисть
воспроизведению простонародных типов и быта, другие почерпали сюжеты из
жизни привилегированного общества. И те, и другие писали картины вообще
небольшой величины; походя в этом отношении, равно как в отношении
тонкости исполнения, на жанристов Голландии. К первой категории, сверх
семейства Тенирсов, из членов которого всемирно знаменит Давид Тенирс
Младший, принадлежат Адриан Браувер (ок. 1606-38), его друг Иост Ван
Крёйсбеек (ок. 1606 - ок. 55), Гиллис Ван Тильборх (1625? - 78?), Давид
Рейкарт (1612-61) и мн. др. Из художников второй категории, или, как их
называют, "салонных жанристов", в особенности замечательны Иеронимус
Янссенс (1624-93), Гонзалес Коквес (1618-84), Карель-Эммануэль Бизет
(1633-82) и Николас Ван Эйк (1617-79)*( прим* - данные представители
"второй волны" в эту часть коллекции не включены...)По части батальной
живописи школа произвела прекрасных художников в частности знаменитого
историографа походов Людовика XIV Адама-Франса Ван дер Мейлена
(1632-93)....
Еще в XVI в., до разделения нидерландской живописи на две ветви,
фламандцы П. Бриль, Р. Саверей и др. совместно с некоторыми из
голландских художников возделывали пейзаж как самостоятельную отрасль
искусства, но полного, блестящего развития он достиг только в следующем
веке. Влиятельными его двигателями к совершенству явились все тот же
Рубенс. За ними последовала вереница пейзажистов, сообразно со своими
наклонностями державшихся направления того или другого из этих мастеров.
К примеру Ян Сиберехтс (1627-1703?) и др. выказывали в большей или
меньшей степени свое стремление к широкой, декоративной манере Рубенса,
тогда как Давид Винкбонс (1578-1629), Абрагам Говартс (1589-1620) и пр.
предпочитали воспроизводить природу с Брюгелевской точностью и
тщательностью. Изобразителями моря школа не столь богата, как
голландская; однако и в ней можно указать на несколько талантливых
маринистов, каковы, например, Андреан Этвельт (1590-1652) и Бонавентура
Петерс (1614-52). И наконец, целая фаланга блестящих колористов
изощрялась в воспроизведении предметов неодушевленной природы - битой
дичи, рыбы, всякой живности, овощей, цветов и плодов. Здесь Ян Фейт
(1609-61) и многие другие соперничали с знаменитым Снейдерсом в писании
больших холстов с изображением охотничьих трофеев и кухонных припасов -
картин, которыми было тогда в моде украшать богатые столовые...
Цветущее состояние Испанских Нидерландов было непродолжительно. После
счастливой эпохи XVII стол. они пережили вместе со своей метрополией все
перипетии ее быстрого упадка, так что, когда в 1714 г. Растадтский мир
укрепил их за Австрией, они представляли собой провинцию, истощенную
предшествовавшими войнами, с убитой торговлей, с обедневшими городами, с
заснувшим национальным самосознанием в населении. Печальное положение
страны не могло не отразиться в ее искусстве. Живописцы XVIII в. все
более и более удалялись от направления своих славных предшественников,
вдаваясь в жеманство и вычурность в расчете производить впечатление не
внутренним достоинством произведений, а единственно развитой техникою.
Исторические живописцы Гендрик Говартс (1669-1720) и др. сочиняли
холодные религиозные и напыщенные аллегорические и мифологические
картины и лишь изредка, производя портреты, до некоторой степени
припоминали предания прежней школы. Только один Петер Верхаген
(1728-1811) выказал себя историческим живописцем, наделенным
искренностью чувства, горячим поклонником Рубенса, приближавшимся к нему
в широком приеме исполнения и в блеске колорита. Застой наступил и в
других отраслях живописи...С переходом страны во власть французов в 1792
г. в исторической живописи водворился псевдоклассицизм Л. Давида.
Наиболее видными последователями Давидовского направления был Франс
Навез (1787-1869). Последнему, однако, должно быть поставлено в заслугу,
что он, будучи директором брюссельской Академии, не навязывал ученикам
своих взглядов, а предоставлял руководствоваться их собственным вкусом и
таким образом способствовал развитию многих выдающихся художников
совсем иного направления. Так продолжалось и после того, как Бельгия в
1815 г. была соединена в одно государство с Голландией, - до тех пор,
пока революция 1830 г. не превратила ее в особое королевство. Это
событие, возбудившее патриотизм бельгийцев, имело последствием обращение
их живописи к преданиям цветущей поры Фламандской школы. По вновь
открытому новому пути двинулся целый легион молодых художников,
воодушевлявшихся сюжетами отечественной истории и пытавшихся
воспроизводить их в стиле Рубенса, но по большей части впадавших при
этом в преувеличенный драматизм, сентиментальность и утрированную
эффектность красок. Этот порыв к национальному, вначале необузданный,
лет через десять вошел в более разумные границы; в сущности, он был
отголоском романтизма, распространившегося тогда во Франции. И в
дальнейшем движении своем бельгийская живопись шла параллельно и в
тесной связи с французской; вместе с последней она пережила периоды
романтизма и натурализма и до сего времени отражает в себе
господствующие в ней течения, сохраняя, тем не менее, до некоторой
степени свой оригинальный отпечаток. Из исторических живописцев,
наиболее замечателен Никез Де Кейзер (род. в 1813 г.)...
Среди новейших бельгийских художников пользуются заслуженной
известностью: Ян Лейс (1815-1869), Флоринт Виллемс (род. в 1823 г.),
Константен Менье (род. в 1831 г.), Альфред Стевенс (род. 1828), Эжен
Вербукговен (1799-1881) и некоторые др....
Теперь конкретнее о самой данной коллекции:
Оригинальное название: Фламандская живопись. Большая коллекция
Жанр: Арт
Формат: JPEG
Размеры изображений: от ~ 500 Х 700 до ~ 7500 Х 4700 и более
Разрешение: от 72 до 300 пикс/дюйм
Глубина цвета: 24 бит
Изображений: 25493
Качество: высокое
Размер: 6,56 Gb
Источник: http://vkone.ru/all/1180-flamandskaya-zhivopis-bolshaya-kollekciya-jpeg.html
Примечания:
1. Как я уже упоминал "в шапке" темы здесь где то приблизительно
половина, а точнее наверное даже треть, всей коллекции фламандцев
которая собрана у меня на компьютере - целиком собрание ну о-о-очень
велико!))) В общем здесь та его часть которую к данному моменту мне
хватило сил, терпения, а главное времени(!) более-менее нормально
отсортировать. В итоге сюда вошло около 25 тысяч полотен от ~300
авторов. Над остальным имеющимся в наличии работа продолжается, и в
дальнейшем, даст Бог(!), всё будет так же выложено на всеобщее
обозрение!
2. Все полотна, как и в других моих коллекциях, разбиты по папкам в
соответствии с автором. Папки авторизованы полностью(ФИО, год
рождения-смерти) и размещены в алфавитном порядке. В подавляющем своём
большинстве(около 90-95%) все картины в них находятся под своими
оригинальными названиями
3. Авторские папки, по необходимости, имеют следующую структуру подпапок:
а) живопись
б) графика
с) более полная информация о некоторых работах (на немецком языке)
д) где была возможность в отдельной папке монограмма(или сигнатуры) использовавшаяся художником
4. Так же в большинстве основных авторских папок вложен текстовый файл с
информацией о самом мастере. Где то этот файл достаточно обширен ИМХО, а
где то составляет пару строк - в зависимости от того, что я сам знаю о
художнике и от степени наличия/доступности информации о нём. Эти файлы
представлены на русском, английском или французском языке
5. В отдельной папке несколько полотен неизвестных мастеров представителей фламандской школы
6. В коллекцию так же вошло около десяти современных(конец ХIХ - середина ХХ) бельгийских художников..
Скачать бесплатно Фламандская живопись. Большая коллекция :
http://vip-file.com/downloadlib/41913674188851474147-1037.175392aa76683af1d21af7ba4851/Flemish.rar.html
http://letitbit.net/download/1037.175392aa76683af1d21af7ba4851/Flemish.rar.html
http://shareflare.net/download/1424.175392aa76683af1d21af7ba4851/Flemish.rar.html